/ Заболевания шейки матки

Заболевания шейки матки, к сожалению, очень широко распространены и зачастую протекают мало- или бессимптомно, поэтому всем женщинам рекомендуется дважды в год проходить профилактические осмотры у врача гинеколога для своевременной диагностики данной патологии. Тактику лечения заболеваний шейки матки доктора нашей Клиники выбирают строго индивидуально, на основании специального обследования с учетом возраста женщины.

Симптомы и виды ЗШМ

Симптомами заболеваний шейки матки являются белые, желтые или гнойные выделения с запахом из половых путей, боли и дискомфорт при половом акте. Но чаще всего заболевания шейки матки почти никак себя не проявляют.

К заболеваниям шейки матки можно отнести:

• воспалительные процессы (цервицит),
  • полипы,
  • кондиломы,
  • эндометриоз шейки матки,
  • рубцовая (посттравматическая, послеродовая или послеоперационная) деформация,
  • цервикальная интраэпителиальная неоплазия (дисплазия),
  • рак шейки матки.

Цервицит - воспаление шейки матки, включающее слизистую влагалищной части шейки матки (экзоцервицит) и слизистую оболочку цервикального канала (эндоцервицит), чаще всего вызван неспецифическими возбудителями (кишечная палочка, стрептококк, стафилококк и др.) и инфекциями, передаваемыми половым путем (хламидии, микоплазмы, вирусные инфекции и др.). Основным симптомом являются обильные белые или гнойные выделения из половых путей. Лечение цервицита направлено на устранение инфекционного возбудителя.

Полип - это доброкачественное разрастание слизистой оболочки канала шейки матки. Причиной возникновения полипа может быть нарушение гормонального и иммунного статуса или воспалительный процесс. Полипы удаляют откручиванием с последующим прижиганием основания ножки. Иногда при высоком расположении полипа необходимо прибегнуть к использованию гистероскопа, позволяющего визуально оценить состояние шеечного канала.

Кондиломы – это разрастания соединительной ткани с сосудами внутри и покрытые многослойным плоским эпителием возникают, возникающиев результате воздействия вируса папилломы человека. Обнаружение длительного сохранения в организме папилломавирусной инфекции является основным фактором риска развития тяжелых степеней дисплазии и рака шейки матки, поэтому требуется тщательное и частое обследование шейки матки.

Эндометриоз шейки матки представляет собой кисты синеватого или ярко-красного цвета и сочетается с другими формами эндометриоза. Причиной эндометриоидного поражения шейки матки может быть диатермокоагуляция, повреждения во время хирургических абортов, родов.

Деформации шейки матки возникают вследствие травматичных родов или оперативных вмешательств на шейке и могут быть причиной самопроизвольных абортов, преждевременных родов. В таких случаях проводится оперативное лечени - пластика шейки матки.

Дисплазия - атипическое изменение эпителия шейки матки в ее влагалищной части, которое можно отнести к предраковым процессам. В легкой степени развития дисплазия шейки матки является обратимым заболеванием, поэтому ее своевременное обнаружение является надежным способом профилактики онкологического процесса.

Диагностика заболеваний шейки матки

• Видеокольпоскопия - видеокольпоскоп обладает возможностями мощного увеличения, поэтому позволяет исследовать поверхность слизистой оболочки шейки матки с увеличением в десятки раз с проведением различных проб и использованием красителей.
  • 4D УЗИ органов малого таза проводится для уточнения толщины слизистой цервикального канала, выявления других патологических образований.
  • Цитологическое исследование мазков с шейки матки и из цервикального канала под микроскопом используется в качестве скринингового метода.
  • Биопсия патологического участка шейки матки с последующим морфологическим исследованием позволяет окончательно установить диагноз, если это невозможно сделать при использовании видеокольпоскопии и цитологического исследования.
  • Исследование на заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), в первую очередь на наличие вируса папилломы человека методом ПЦР.

Лечение заболеваний шейки матки

Лечение заболеваний шейки матки чаще всего включает:

• Санацию влагалища,
  • Коррекцию микрофлоры влагалища, гормонального и иммунного фона.

При необходимости - локальное воздействие на шейку матки, с последующей стимуляцией репаративных процессов после деструкции патологического очага шейки матки:

По показаниям проводятся хирургическое лечение патологии шейки матки:

• Конизация шейки матки (удаление части шейки матки при распространенном патологическом процессе),
  • Операция Эммета при разрывах шейки матки.

При обнаружении полипов шейки матки показана эндоскопическая гистероскопия с последующим удалением полипа.

Успех лечения заболеваний шейки матки во многом зависит от полноценной диагностики и своевременного и полноценного лечения!